О весенней охоте (часть 2)


На территории Челябинской области, как и по всей России, весенняя охота на водоплавающих птиц в 30— 40-е годы, как и ранее, начиналась повсеместно с прилета птиц, а ее окончание приурочивалось к началу посадки уток на гнезда и отлету селезней в крепи — на линьку. В этот период видимая активность птиц (их перелеты) резко снижается и охота становится малоэффективной. Каких-либо директивных установок по срокам, нормам добычи и т. п. не существовало. Действовало неписаное правило: птицы на гнезда — ружья в чехлы. Исторически сложившийся обычай в решающей степени сохранялся за счет относительно небольшого числа охотников. К тому же доступ к водно-болотным угодьям, особенно для городских охотников, был предельно затруднен из-за бездорожья и отсутствия транспорта.

В середине 50-х годов, после окончания Великой Отечественной войны, число охотников, за счет вернувшихся фронтовиков, резко возросло, что привело к более интенсивной охоте на водоплавающих птиц как весной, так и осенью. Это позволило существенно увеличить потребление продуктов питания — различных видов дичи. В этот период заготовительные организации активно заключали с охотниками-промысловиками договоры на заготовку пернатой дичи. При разрешенной торговле дичью с рук на колхозных рынках регулярно велась продажа водоплавающих птиц: кряква череженая стоила 20— 25 руб., чирки — 10 руб., нырковые утки продавались за 15-20 руб.

Рост числа охотников совпал с началом выпуска отечественной промышленностью мотоциклетного, а позднее и автомобильного транспорта. Мотоциклы «ИЖ-49», автомобили «Москвич-401» и другие стали активно использоваться для посещения ранее малодо­ступных угодий, причем по новым, с каждым годом увеличивающимся в длину, современным дорогам. Это также вело к увеличению добычи водоплавающей дичи.

Активизация охоты на водоплавающих птиц происходила на фоне роста их численности. Последнее было связано с тем, что с 1941 года начался подъем воды в озерах, в результате гнездовая площадь и кормовая база для птиц заметно возросли.